Последовательность упражнений в одном тренировочном занятии
Большое значение имеет последовательность применяемых средств и методов в отдельном тренировочном занятии. Это связано с тем обстоятельством, что различные средства и методы, применяемые в тренировке, далеко не равноценны по своему воздействию на организм спортсмена.
Так, например, одни упражнения вызывают в организме ответные реакции, характеризующиеся преобладанием окислительных процессов над гликолизом, некоторыми изменениями содержания молочной и пировиноградной кислот в крови.
При выполнении других упражнений имеет место большая интенсивность анаэробного гликолиза и резкие сдвиги в содержании молочной и пировиноградной кислот и так далее. Иными словами, различные тренировочные средства и методы их применения по-разному влияют на развитие двигательных качеств спортсмена. Причем все процессы, происходящие в организме под влиянием физических упражнений, связаны друг с другом. Отсюда следует, что определенное взаимоотношение и последовательность использования различных форм тренировки имеет большое значение при организации и проведении отдельных тренировочных занятий.
В настоящее время в теории и практике спорта принят следующий порядок выполнения тренировочной работы. Каждое занятие начинается с разминки. После разминки спортсмен переходит к работе над разучиванием или совершенствованием техники упражнения. Затем включаются последовательно средства, направленные на развитие быстроты, силы и в конце занятия на развитие выносливости.
Подобное чередование тренировочных упражнений имеет свое биологическое обоснование. Так, в результате разминки достигается достаточно высокая степень возбуждения центральной нервной системы. Это создает благоприятные условия для становления и закрепления условных рефлексов, лежащих в основе формирования двигательного навыка.
Развитие качества быстроты связано с большим нервно-мышечным напряжением. Оно требует высокой степени подвижности и силы нервных процессов. Отсюда следует, что работа, направленная на развитие качества быстроты, будет выполнена наиболее эффективно именно в начале занятия, при отсутствии утомления, на фоне оптимального состояния центральной нервной системы. Такое состояние имеет место именно в начале основной части тренировочного занятия. Упражнения для развития силы обычно проводят после скоростных упражнений и в связи с ними.
Работа на выносливость — упражнения малой и средней интенсивности, не требующие высокого нервного напряжения, — выполняется во второй половине занятия. К этому времени наиболее полно развертываются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других вегетативных систем организма. Кроме того, упражнения на выносливость менее интенсивны по сравнению с другими упражнениями. Это позволяет сохранять уровень координации двигательной деятельности и в состоянии значительного утомления. Вместе с тем, нагрузки на выносливость, выполняемые в условиях того или иного уровня устойчивого состояния, не сопровождаются повышением содержания веществ, которые активизировали бы анаэробные химические реакции, лежащие в основе энергетического обеспечения скоростных и многих силовых нагрузок. Данное обстоятельство дополнительно подтверждает целесообразность установленного порядка чередования тренировочных средств и методов в одном занятии.