Двигательные умения и навыки

imgpreview (32)

Двигательные умения и навыки. Овладение ими происходит в процессе физического воспитания ребенка. Подчеркнем слово «процесс» - требования к уровню двигательных умений и навыков различны в каждой возрастной группе.

В теории физвоспитания двигательное умение определяется как «степень владения техникой действия» при «повышенной концентрации внимания» и «решении двигательной задачи нестандартными способами». Различают две их разновидности: одна - это умение осуществлять целостную двигательную деятельность, другая - умение выполнять отдельные, различные по сложности движения. Умения первой разновидности связаны с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в изменяющихся условиях (например, в подвижных и спортивных играх). Двигательная деятельность в таких случаях осознанная, для нее характерно творческое применение ранее заученных действий и уже приобретенных физических качеств. Что касается двигательных умений второй разновидности, то они постепенно переходят в навыки.

Двигательный навык - «степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью». Отметим, что хорошо упроченный, приобретший стабильность навык отнюдь не исключает многовариантность двигательного действия. Так что навык можно использовать в различных вариантах двигательного задания, но, конечно, при непременном сохранении основы его техники (например, различные варианты бега, или метаний, или прыжков и т. д.).

Значимость овладения двигательными навыками и особенно умениями (как более простой формы освоения спортивных упражнений) огромна. Обретенные умения дают возможность более экономно расходовать физические и психические силы, позволяют быстро и точно выполнять действия, входящие в целостную двигательную деятельность; частично освобождают сознание от непрерывного внимания к способу выполнения действий - его можно сосредоточить на новых, возникающих в ходе сложного действия задачах. Слаженное, точное и быстрое выполнение действий вызывает положительные эмоции, заметно влияющие на успешность выполнения «двигательной работы».

Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют стратегию процесса обучения детей и содержание его отдельных этапов. Так, первый этап - это начальное разучивание двигательного действия, второй наполнен углубленным разучиванием, а третий - закреплением и совершенствованием двигательного действия.

Перед тем как перейти к раскрытию понятий основных физических качеств (мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), хотелось бы обратить ваше внимание на такую существенную закономерность. В процессе многолетних исследований было установлено, что для ребенка того или иного типа телосложения характерно свое проявление физических качеств. При этом, несколько обобщая, можно их свести к трем основным уровням: I уровень - лучшие результаты среди одногодок; II уровень - результаты несколько хуже; III уровень - наиболее слабые результаты.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: