Спортивные игры и упражнения в развитии детей

Спортивные упражнения - мощное средство всестороннего развития детей и подростков: они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют они (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Арсенал современной физической культуры содержит огромное количество разнообразных спортивных упражнений. Причем он постоянно пополняется за счет как возникновения новых дисциплин (аэробика и скейтбординг, например), так и возрождения старых. Выбор очень велик, и, чтобы не ошибиться в нем, надо уметь ориентироваться в этом обширном и прекрасном мире. 

Спортивные упражнения отличаются друг от друга по содержанию и форме. К содержанию относятся как действия, входящие в физические упражнения, так и процессы в организме, происходящие по ходу выполнения упражнения.

Формы же спортивных занятий, как уже говорилось, очень разнообразны, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящую, отвечающую и физическим возможностям, и склонностям, и особенностям личного режима и распорядка дня, и, конечно, возрастным особенностям. Например, главная задача физического воспитания детей на втором году жизни - развитие и совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазанье, бросание), развитие чувства равновесия, координации движений. Отсюда и выбор наиболее полезных в этом отношении упражнений и подвижных игр.

Кстати об играх. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок в течение дня поиграл как можно в большее количество игр, почаще менял их. Это позволяет поддерживать достаточную эмоциональность физкультурных занятий, без чего они могут наскучить. В то же время родители, подбирая разные (по трудности выполнения того или иного двигательного действия), игры, должны помнить о необходимом минимуме физической нагрузки; дозировать ее надо и по ходу занятия.

Как с малышами, так и с детьми более старшего возраста, па одном занятии разучивают обычно не более двух общеразвивающих упражнений. К ним приступают после вступительной части (ходьбы), а после них снова следуют .ходьба и упражнения н а дыхание.

Дети порой не могут точно воспроизвести движение. Научить их этому помогут простые предметы-пособия - флажки, мячи, кегли и т. д. С ними дети более правильно и с большей амплитудой выполняют различные движения (например, поднять флажки вверх - посмотреть на них - положить на пол возле ног).

Когда дети освоят упражнение, можно переходить к разучиванию другого. Последовательность, понятно, от простого - к более сложному. Так, например, после того как ребенок научился ловить теннисный мяч, брошенный сверху вниз, надо отойти (сначала на 2, затем на 3 м и т. д.) и бросать мяч по новой траектории.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети быстро утомляются и так же быстро восстанавливают свои силы. Поэтому необходимо делать паузы для отдыха, а если вы занимаетесь с двумя-тремя детьми разного возраста или уровня развития, то и паузы в занятиях для одного ребенка надо делать чаще, для другого реже.

Дозирование нагрузки связано, конечно, и с интенсивностью выполнения упражнений. Необходимо хорошо усвоить следующее правило: физическая нагрузка на занятии регулируется его длительностью, темпом повторений каждого упражнения и степенью их трудности. Она постепенно увеличивается от начала занятия к его середине и снижается в конце. Проверить правильность построения занятия можно по изменениям в частоте пульса.

Обучение физическим упражнениям должно рассматриваться как целостный воспитательно-образовательный процесс. Оно не даст эффекта, если будет проводиться от случая к случаю. Кроме того, системность занятий позволяет лучше видеть и сдвиги в развитии ребенка, и промахи в методике, и специфику перехода от одного упражнения к другому. Систематически занимаясь с ребенком, вы наверняка заметите, что усвоение нового всегда требует от него определенных физических и психических усилий. Это естественно: новое спортивное упражнение всегда противоречиво по отношению к достигнутому уровню развития и приобретенным ранее двигательным умениям и навыкам. Но именно преодоление этого противоречия и составляет основную движущую силу физического развития.

Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения и, конечно, оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к еще большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все время под вашим наблюдением. Однако ваше направляющее вмешательство не должно сковывать самостоятельность ребенка в проявлении его усилий преодолеть свое еще недостаточное умение: чем больше элементов самодеятельности он ощущает, тем больше интереса и положительных эмоций. Сообщая детям необходимые сведения об игре или спортивном упражнении, уточняя представления о выполняемом двигательном действии, надо в то же время стремиться развивать их воображение, активизировать мысль.

Говоря о необходимых родителям знаниях, пора более основательно разобраться в уже упоминавшихся понятиях - таких, как индивидуализация, умения, навыки (в контексте нашей темы) и физические качества. Это связано, в частности, с тем, что на разных стадиях занятий придется решать такой, например, вопрос: что выбрать для освоения - два спортивных умения или навык в каком-то одном? А может быть, физические качества? И какое из них - силу ил и быстроту, ловкость, выносливость ил и гибкость?

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: