Как помочь ребенку стать профессиональным спортсменом
Во-первых, для физического и умственного вашего ребенка будет очень полезно в раннем возрасте попробовать себя в индивидуальном и командном видах спорта. К примеру, мне повезло, что моя дочь три года занималась дзюдо, пока училась в начальной школе. Это действительно помогло ей в развитии личности, в преодолении неуверенности в себе, в лучшем познании своего тела и самодисциплине.
В то же время, думаю, следует попробовать и динамику командного спорта, поскольку он учит, как вести себя с другими людьми, как осознать свою роль, как принимать ответственность не только за себя, но и за команду. Потому, думаю, проба себя в командном виде спорта очень помогает с точки зрения образования.
В Италии мы совершаем большую ошибку, вынося решение, какой из игр следует заниматься ребенку. В Соединенных Штатах у детей есть шанс попробовать себя в разных видах, прежде чем выбрать для себя один. К примеру, Траджан Лэнгдон был не только зафртован клубом НБА, он был близок к тому, чтобы попасть и на драфт МЛБ, поскольку в колледже занимался как баскетболом, так и бейсболом. В США дети имеют шанс попробовать разные виды, отчасти потому что при их системе сезоны в разных видах спорта растянуты на весь год. В результате ребенок может попробовать практически все. В Италии из-за недостатка спортсооружений мы обычно отправляем ребенка в футбол, баскетбол, волейбол или теннис.
Предположим, вы уже выбрали некий вид спорта. Если вы хотите совета, первое, на что я обратил бы внимание как отец, это качество тренера. Многих родителей, не очень хорошо знакомых с выбранным видом спорта, может привлечь система, которая фокусируется на результате. Но существует огромная разница между играми на профессиональном уровне и обучению им молодежи. Лучше отправить ребенка туда, где фокусируются на развитии личности и качеств баскетболиста, поскольку в таком возрасте это важнее.
Если вам повезло найти такого тренера, во вторую очередь вам не следует торопиться превращать ребенка в профессионального атлета, проводящего больше четырех тренировок в неделю и посвящает спорту много времени. Считаю, этого не должно происходить, пока ребенку не исполнится 14-15. Маленькие дети которые легко поддаются физическому, техническому и психологическому давлению, обычно не выдерживают такого прессинга. Мне бы хотелось найти такого учителя для моего ребенка, чтобы он был способен предложить приемлемый уровень нагрузки для молодых игроков и развивать что-то вроде коллективной ментальности, в то же время уважая личность каждого.
Впрочем, найти такого тренера может быть трудной задачей. По финансовым причинам детей обычно тренирует молодежь. Я прошел через ту же схему. Я начал тренировать, когда мне было 17. Оглядываясь назад, я вижу, что наделал много ошибок. Это было хорошо для меня, поскольку был шанс учиться на своих ошибках, но некоторые из моих игроков потом расплачивались за них. В детский спорт вкладывают не так много денег, чтобы привлекать туда опытных тренеров. В то же время нужно развиваться молодым специалистам. Но только те, кто способен воспринять что-то от опытных тренеров, станут хорошими учителями.
Однако не все пожилые тренеры обязательно лучшие. Давайте обратимся к ключевому вопросу: как родитель, который никогда не играл профессионально, может решить, какой тренер лучше для его ребенка? Во-первых, ни родителя, ни тренера не должны привлекать сиюминутные результаты. Во-вторых, любой из нас способен понять, сбалансировано ли поведение другого человека. Даже если мой сын получает больше внимания в смысле бросков, игрового времени, я бы засомневался. Потому как относится к ребенку, как к суперзвезде, когда ему 13 лет, – не лучший способ развития его личности.